В стране существует дискриминация переселенцев со стороны власти и населения, которую регулярно подпитывают СМИ.
С весны этого года «Чугуевская правозащитная группа» выпускала информационный бюллетень «Позиция» для переселенцев. В издании рассказывалось переселенцам, какие права они имеют, как их отстаивать. А 15 сентября 2016 года вышел первый номер издания «Правовая позиция», которое рассчитано не только на переселенцев, но и для всех категорий граждан, находящихся в уязвимой ситуации.
По мнению Юрия Чумака, редактора бюллетеня «Позиция», несмотря на век продвинутых технологий, печатная продукция востребована. Многие переселенцы, которые не имеют практически средств к существованию, которым приходится платить за квартиру, не могут оплатить ещё и интернет. Таким образом, у них нет возможности получать информацию.
– Мы распространяем свою газету в центрах занятости, в управлении соцзащиты, в партнерских волонтёрских организациях, которые занимаются проблемами переселенцев, – комментирует Юрий Чумак. – В нашем издании важны, кроме всего прочего, позитивные истории. Несмотря на то, что в Украине нет верховенства права по факту, тем не менее, есть переселенцы, которые смогли отстоять свои права. Это прекрасные примеры того, что надо бороться за себя.
Также Юрий Чумак считает, что в стране есть дискриминация переселенцев со стороны власти. Яркий пример того, что переселенцы практически ограничены в перемещении по стране, или обязаны пользоваться только «Ощадбанком». Есть и дискриминация со стороны населения. Переселенцам не хотят сдавать квартиры или брать на работу.
Немалую роль в дискриминации переселенцев играют СМИ. По словам Чумака, даже известные журналисты, представители авторитетных изданий используют язык вражды. Зачастую они пишут факты, но факты без объяснений. Он считает, что если журналист написал, что один житель Донбасса ограбил кого-то, то пусть не поленится посмотреть сводку полиции и написать, что восемь или десять харьковчан тоже кого-то ограбили.
– Я давно понял, что язык вражды – это зачастую правда, но вырванная из контекста, – резюмирует он.
«Захист прав вимушених переселенців»